Дополнения и ответы на вопросы, которые были заданы в обсуждении на форуме "Скиталец".
На сайте Рафтмастера, наконец-то появилась информация об этой лодке. Только в прайсах и каталогах она у них фигурирует как «Северянка-1» (соответственно, двухместка. длиной 4,2, у них называется «Северянка-2»).
Позволю себе развернутое цитирование:
Надувная байдарка “Северянка-1” является гребным надувным одноместным туристским судном с открытым кокпитом для кратковременных путешествий по порожистым рекам до III категории сложности включительно. Экипаж судна состоит из одного человека, которыЙ гребет байдарочным (двухлопастным) веслом. Оптимальный вариант для сплава одному в составе группы. Легкая и маневренная байдарка имеет хорошую остойчивость. Имеющийся запас плавучести позволяет расположить необходимое снаряжение, несмотря на малый объем кокпита.
Система самоосушения кокпита.
Рекомендуется для любителей сплава по порожистым рекам. Представляет собой сквозное отверстие в днище с цилиндрическим тубусом. В рабочем состоянии он расправлен наружу под дном лодки, а в нерабочем вывернут назад в кокпит и завязан. Суть системы самоосушения заключается в том, что дно лодки становится не герметичным, и, находясь выше уровня воды, оно позволяет всей воде, попавшей в кокпит в пороге свободно вытекать вниз.
О конструкции
Отличительной особенностью данного типа судна являются двухслойная конструкция корпуса. Она позволяют ему обладать большой живучестью и ремонтопригодностью. Принципиальное отличие от байдарки "Рафтмастер-1" в изменении конструкции надувного дна, в новой лодке оно состоит из трех независимых надувных баллонов с выраженным днищевым профилем, что значительно повышает скоростные характеристики байдарки. В специальной комплектации байдарка может быть оснащена самоотливным днищем, что позволит использовать её на туристских маршрутах до IV категории сложности. Байдарка оснащается бедренными упорами, фиксирующими гребца к лодке, которые одновременно могут являться лямками упаковочного чехла и съемной мягкой банкой со спинкой. Крепление осуществляется за специальные петли, пришитые к корпусу лодки. Равномерно по периметру бортовых баллонов располагаются петли для крепления груза.
Кое-какие свои соображения по некоторым пунктам выложу чуть позже.
«…Извините, если повторяюсь, какой у нее "сухой" вес со всем оборудованием: "сидушкой", фартуком .... ?»
_ Точно сказать, к сожалению, пока не могу, но, думаю – пара тройка килограмм наберется.
Фартук я брать не стал. В моей (полной) комплектации:
- сидушка (каячная посадка)
- коленные упоры (каячная посадка)
- банка (для коленной посадки)
- багажный отсек
Сколько это все вместе весит точно, сообщу дополнительно немного позже. _
«…И с какими баллонами ваш вариант?..»
_ Материаловед из меня весьма посредственный, но, думаю, у меня баллоны из «чернухи». По описанию на сайте «Рафтмастера» - «облегченный вариант». _
«…Грузовой отсек (носовой) как крепится - подвязывается у бортовым петлям и к чему-то на дне?..»
_ По всей длине дна лодки – четыре ряда петель: два ряда по швам слева и справа вдоль центрального днищевого баллона (для крепления груза и банки снизу) и два ряда – по швам между боковыми днищевыми и бортовыми баллонами. Соответственно: багажник к дну крепится в четырех точках (рюкзак – тоже).
«…Показалось, что при "коленной" посадке вы как-то слишком вперед смещены?..»
_ Скорее всего – так оно и есть, потому что там я сижу на незакрепленной, как положено, банке. С одной стороны, а с другой – точка коленной посадки зависит от многих факторов, например:
- разница по весу в загруженности кормы/носа
- скорость и направление ветра
- скорость и характер течения
- наличие препятствий
- необходимость выполнения отдельно взятого маневра
Проще говоря: точку коленной посадки выбираем зависимо от требований и условий текущего момента. Равно, как и высоту посадки. Свободное пространство между багажником и рюком позволяет это делать легко. _
«…Не понял по фото - есть ли коленные упоры при "каячной" посадке?..»
_ В комплекте коленные упоры есть, просто я не стал заморачиваться с их установкой по причине ограничения по времени – так же, как и с крепежом банки, так же – как и с крепежом сидушки: на фото она (сидушка) вообще просто лежит на дне да еще и вверх тормашками

), т. к. на той воде, где происходило фотографирование, особой необходимости в «полном фарше» не было. Вот выйду на правильную воду, сделаю все «по-взрослому», а эти фото – скорее схематика, дающая общие представления об изделии. _
«…Интересная посудинка…»
_ Вот у меня тоже неприятное ощущение, что Вы правы

) _
«…А как у нее насчет самоотлива, ставють али нет?..»
_ «Рафтмастер» декларирует такую опцию, но я ею не воспользовался, не смотря на всю ее полезность. Причины скорее всего – субъективные:
- слаломный бурноводинг, где самоотлив был бы крайне желателен – тема весьма спорная для вояжей соло;
- наличие отверстия в центральном днищевом баллоне увеличивает травмоопасность днищевого баллона на шкуродерах; _
«…Пробавали ли вы ходить на ней по порогам? Какие ощущения?..»
_ К сожалению, пока до хорошей воды не добрался. Исправить положение ОЧЕНЬ постараюсь этим летом. Результаты сообщу дополнительно. _
«…Просто с виду лодочка кажется ближе к ласточке, чем к егерю… А как оно на деле?..»
_ К сожалению, ни с «Ласточкой», ни с «Егерем» не знаком лично

, а только – по фото, поэтому сказать пока нечего. _
«…1. насколько быстро бегает лодочка по гладкой воде?..»
_ Тут, к сожалению, могу сравнить только с тем, чем пользовался ранее, а этот список не ахти какой и очень «разнокалиберный», что делает сравнения некорректными: когда-то давно были у меня «Таймени», сейчас – «Свирь». И то, и другое – каркасники… Из «надувах» - была какая-то лодка из авиационного НАЗа и «Уфимка»… Если сравнивать с последними – то тут и говорить нечего: «Северянка» на два порядка выше. _
«…2. камуфлированая расцветка, как я понимаю, только у Вас (на сайте цвета вполне стандартные)?..»
_ Не совсем. Когда я брал свою, в зачаточном состоянии находилась еще одна лодка, но не камо, а защитного цвета. Но, насколько я знаю, «Рафтмастер» делает цветовую гамму под заказ. _
«…3. насколько работает самоотлив?..»
_ Самоотлив я ставить не стал. Причины – см. выше, в ответе nikk60. _
«…4. заявленная масса лодки на сайте 9-13 кг. Вам как кажется, скорее 9 или скорее 13?

))…»
_ Знаю точный вес своей лодки – 11 300. Это в «чистом» исполнении, без «фарша». А вес там указан в таком диапазоне, зависимо от вариантов материалов, из которых выполнено изделие. _
«…5. почему Вам предпочли канойное весло?..»
_ Первый раз я вышел с этой лодкой на воду весной на р. Сестра в тверской области. С собой было дюралевое весло с двумя лопастями. Сначала шел на двух лопастях. С шафта вода попадала в кокпит и на одежду. Снял одну лопасть и дальше шел так. Разницы в управлении практически не почувствовал, быстро приноровился. Хватило выше крыши. По приезду домой купил то весло, которое на снимках. Как будет на хорошей воде – пока не знаю, но на всякий случай возьму двухлопастное, а там видно будет… Но, все же, почему-то хочется осваивать и совершенствовать технику гребли однолопастным. А уж вода подскажет – что нужно. _
«…6. почему канойная банка Вам удобнее штатной сидушки (которая есть на фото на сайте Рафтмастера)?..»
_ Банка и сидушка обуславливают возможность двух совершенно разных типов управления лодкой. Интересен и тот и другой способ. Каячная посадка более комфортна, но коленная – более маневренна (по первым впечатлениям). _
«…кстати, это для двухместной лодки грузоподъемность заявлена 200 кг, для одноместной 110 кг (цифры с сайта РМ)…»
_ С заявленной грузоподъемностью ребята ОЧЕНЬ сильно поскромничали. Мой напарник, который фотографировал меня с лодкой, весит 105 кг. Катал я его в своей лодке и против течения и ветра, и по течению и ветру – проблем никаких. Вот и считаем – его 105 плюс моих – под восемьдесят, итого, по бедному – 185. Но это было понятно еще по первым моим тестам, о чем я и высказался примерно так:
«…- в лодке можно разместить груза столько, сколько реально может донести до воды один человек в соло, с более-менее продолжительной пешкой без какого-либо ущерба обитаемости… если это, конечно, не упаковано в коробки из-под холодильников, телевизоров и т. д…»
Немного дополнений «по мелочам»…
При первой, перед сплавом, укладке баллонов, нужно аккуратно их уложить в «шкуру» (что само собой разумеется). Следить за тем, чтобы
- баллон не был перекручен «восьмеркой» внутри. Это не очень сложно, если баллоны изначально пометить фломастером (достаточно поставить метки на противоположных концах баллонов) в расправленном состоянии, чтобы потом, при укладке баллонов в «шкуру» (протаскивании внутри) можно было контролировать через «укладочные прорези» правильность прохождения (без перекосов) баллона по всей длине;
- концы баллонов были плотно заправлены (до конца) в оконечности объемов «шкуры»;
- в местах, где штуцера баллонов выходят наружу, на баллоне не образовывались складки при наполнении баллона воздухом;
- конец штуцера выходил наружу на минимально возможную длину (~ 3 см.), а саму пробку и конец штуцера желательно обмотать скотчем (достаточно одного слоя) во избежание случайного выдергивания пробки из штуцера*.
При первой, перед сплавом, накачке баллонов, нужно
- сначала немного поддуть все баллоны (и бортовые и донные) и через «укладочные прорези» еще раз проверить правильность укладки баллонов, отсутствие складок в местах выхода штуцеров, расправить намечающиеся складки и «согнать» «лишнее» в оконечности «шкуры»;
- докачать дно до рабочего состояния;
- по очереди докачивать бортовые баллоны, следя за тем, чтобы один бортовой баллон не стал заполнять штатное пространство другого (так как длина баллонов несколько больше «шкуры», а перегородок внутри «шкуры» нет). При правильной накачке баллонов они сходятся, упираясь друг в друга точно по носовому и кормовому шву «шкуры»;
* заправлять обратно, в «укладочную прорезь», штуцер, закрытый пробкой, мне кажется нецелесообразным по двум причинам:
- во избежание «травмирования» достаточно «нежной» поверхности баллонов и
- для более оперативного доступа к штуцерам при необходимости подкачки.