На сайт VESTIGATOR

Vestigator - omnia in ut superstes

Регистрация
 

Гибель группы Черника на р. Юрункаш
Прочитано 8416 раз
12 Январь 2014, 21:34:14
Гибель группы Черника на р. Юрункаш.
Автор - Егоров А.

28 сентября Александра Зверева в Казани встречали как героя: толпа журналистов, чиновники из мэрии, друзья и родственники, красочный фейерверк. А через сутки, 30-го, ему предстояло ехать в Москву – на похороны Сергея Черника, его сына Ивана и Володи Сметанникова. Трех товарищей, погибших на Юрункаше...
Зверев не попал на похороны – его сняли с поезда из-за сильного расстройства желудка и срочно госпитализировали. В больнице мы с ним и встретились. Саша лежал на койке и что-то чиркал на листке бумаги.
– Список гостей на свадьбу, – пояснил он.
Заявление в ЗАГС они с Ольгой подали 29 сентября, на следующий день после его возвращения. 20 октября – регистрация. У другого жениха из их группы, Дмитрия Тищенко, она была назначена на 22 сентября. Но о судьбе Димы до сих пор ничего не известно…

Зачем полезли?

Идея пройти по Юрункашу – высокогорной речке на северо-западе Китая – принадлежала Сергею Чернику. Сильный турист-водник, заслуженный мастер спорта, президент Федерации спортивного туризма Москвы – он и команду собрал надежную, спаянную совместными походами по рекам 6-й, высшей, категории сложности.

Планировалось идти двумя катамаранами-«четверками», но незадолго до отъезда двое ребят получили серьезные травмы. Решили сплавляться «четверкой» и «двойкой». Не это ли стало причиной трагедии?
– На «двойке» по такой реке страшнее идти, но в чем-то и проще – легче к берегу чалиться, – объясняет Зверев. – А то, что случилось, случилось бы и с «четверкой».

Группа прошла регистрацию в маршрутно-квалификационной комиссии Федерации спортивного туризма Москвы. Чернику доверяли полностью: ни у кого и мысли не возникло отговаривать опытного спортсмена от похода по никем еще не пройденной реке.
– Кто знал, что это заведомо гиблое место? Там же никто никогда не сплавлялся! А по расходу воды, по местности Юрункаш сравним с реками, которые мы проходили, – отвечает Александр на мой невысказанный вопрос: «Зачем полезли?»

10 августа вечером группа вылетела из Москвы в Урумчи, столицу Синьцзян-Уйгурского района Китая. В самолете отметили 35-летие Зверева. Вторым членом группы, которому предстояло справить день рождения вдали от дома, был Иван Черник, он родился 13 августа. К тому времени спортсмены уже ехали на джипах по горным дорогам северо-запада Китая. В кафе, куда зашли пообедать, алкоголь запрещен, поэтому за Ванино здоровье выпили тайком – как-никак, четверть века парню исполнилось…

Точка невозвращения.

19 августа они прибыли к одному из правых притоков в верховье Юрункаша. Здесь ждала приятная неожиданность: воды достаточно для начала сплава. А к вечеру она поднялась еще и очень прилично – пришла с ледника, который днем подтаивает. Заночевали. Утром встали рано, не терпелось поскорее стартовать. Сборка катамаранов «Рафт-мастер», на которых предстояло идти, занимает от силы пару часов, а при навыках и часа за глаза хватает. Больше времени уходит на то, чтобы поделить вещи и продукты между экипажами. На каждом катамаране должно быть все необходимое для обеспечения жизни – на сложных маршрутах это железное правило.
Железное!

– Собрались, покушали, вышли, – продолжает рассказ Саша. – В первый день без приключений прошли 17 километров. Во второй – всего пять: дважды пришлось обносить пороги и перекаты, камней много. В третий день дали километров 65, вышли из каньона…

За четыре дня они одолели почти половину маршрута. И прошли «точку невозвращения», после которой дороги назад нет, – тропы вдоль реки (и от реки к селениям) исчезли. Выходы из каменного мешка, по которому течет Юрункаш, были ниже. В конце сложнейшего 40-километрового каньона, по которому их несла река.

Роковая "бочка".

Пятый ходовой день начался обносом непроходимого порога. После этого группа прошла километра четыре. И снова пришлось обносить порог. А около пяти вечера оба судна перевернулись – почти одновременно.
Для туристов-водников это рутинное событие, они продолжают сплав на перевернутом катамаране и при первой возможности причаливают к берегу. Но в этот раз все было страшнее.

– Мы с Володей Сметанниковым шли на «двойке», взаимопонимание полное. И в этот раз никаких ошибок не совершили, просто «бочка» была большой, – полагает Зверев.

«Двойку» перевернуло мгновенно. Сметанникова выбросило на камень посреди реки. Зверев еще минут десять был в «бочке» – вытаскивал катамаран на стремнину, ловя своим телом донные течения (гидрокостюм защищает от холода, поэтому переохлаждения он не боялся). Ему удалось вырваться из «бочки» вместе с плотом, и метров через 200 «двойку» заклинило в больших камнях у левого берега. Крепко заклинило – ни за что одному не вытащить.
– Повезло, – считает Зверев. – Могло бы унести черт знает куда, а так – я видел ребят.

У этого же берега попал в «бочку» экипаж Сергея Черника. При перевороте сразу смыло и прибило к берегу Дмитрия Тищенко и Андрея Паутова (они сидели впереди). Оба Черника, отец и сын, остались на раме перевернутого катамарана, пытаясь вытащить его на попутную водную струю. Через два часа обессилевший Иван оторвался от рамы: его понесло вниз по течению мимо спасшихся товарищей. Они ничем не могли помочь ни ему, ни его отцу, который, возможно, еще боролся с рекой где-то выше, за изгибами каньона. Уже в сумерках Сметанников заметил, как мимо проплыл разломанный сдутый катамаран. Но Сергея Черника на нем не увидел.

Зверев, Паутов, повредивший голеностоп, и Тищенко заночевали на берегу. Сметанников – на камне посредине реки. Днем он переплыл к товарищам. Их осталось четверо.

Что случилось с Черниками, тогда еще никто не знал. Катамараны, снаряжение и провизию они посчитали утерянными… Парням было не до истерик – надо выживать. Место, где можно было сняться с маршрута, осталось километрах в ста позади. Каньон обступают горы-шеститысячники, ледники, без специального снаряжения наверх не выбраться. Идти можно только вперед. Но как?

Ночь с 25 на 26 августа они провели у костра в двух километрах от места аварии. Утром пошли вниз по реке. Через несколько часов нашли оба катамарана («двойку», сдувшуюся и перекошенную, вымыло из камней ночью), вещи, продукты.

И Сергея с Иваном. Оба были мертвы (позже китайские врачи скажут, что причиной смерти стало утопление). Похоронить отца и сына по-христиански было невозможно – кругом скалы. Их оттащили от воды, укрыли остатками «четверки», красную оболочку которой хорошо видно с воздуха.
– А почему не оставили записку о том, куда вы пошли? – спрашиваю Сашу.
– Трудно сказать… У всех было подавленное состояние, с утра мы даже не подошли к ним – сразу тронулись. И потом... По тому, что мы, оставив все горное снаряжение, забрали весла, спасжилеты, сняли с катамаранов все скрутки – любой водник понял бы, что мы не в горы ушли.
И после паузы добавляет:
– Конечно, надо было записку оставить. Но мы были убеждены, что тела Сергея и Ивана заберут только в том случае, если мы выйдем к людям и обо всем расскажем.

Последний переворот.

«Четверка» была непригодна для сплава, «двойка» давала надежду – маленькая дырочка да легкая деформация рамы. Дырку заклеили, раму подправили – дальше решено было идти вчетвером на «двойке». До притока, где надеялись встретить пограничников, оставалось около 30 километров. Можно было попытаться уйти пешком через горы, но карта находилась у Черника-старшего и пропала во время аварии. А карта реки не сулила страшных испытаний: на этом участке Юрункаша перепад высот минимальный – всего 9,4 метра. Максимально облегчили груз – не стали брать на борт часть медикаментов, топор, пилу, одну из газовых горелок…
– А что оставалось делать? – продолжает рассказ Александр. – Сидеть и ждать спасателей? Хватятся нас не раньше 5-6 сентября, искать начнут числа 10-го, а продуктов осталось на 10 дней, если растягивать. К тому же там высота большая, холодно.

27 августа, в первой половине дня, они вышли. Никто не думал, что сплав закончится очень скоро. Шли осторожно, обходя по берегу сомнительные пороги.

Они перевернулись через 25 километров. И снова в «бочке».
– Мы уже хотели чалиться, чтобы посмотреть следующий участок реки, но решили сделать это за скалой, которую с берега не обойдешь, – рассказывает Зверев. – Не получилось. Меня и Паутова смыло, а Сметанников и Тищенко остались на перевернутом катамаране. Я с трудом выбрался на берег. Паутова унесло ниже, я его не видел и не знал, в каком он состоянии. С берега пытался помочь советом ребятам, оставшимся в «бочке». Но все было бесполезно. Они выходили из «бочки», их выбивало в карман у скалы, а затем снова стягивало в «бочку», и так продолжалось несколько часов. Первым обессилел Тищенко – выпал из катамарана и в полубессознательном состоянии ушел вниз по течению. Сметанников пытался бороться, но позже, уже в потемках, и его снесло.

Совсем один.

Зверев остался один. Надо было выбираться из каньона наверх. Ночь он провел, сидя на ледяной скальной полочке сантиметров 60 шириной. Выручила каска, точнее «пенка», которой каска выложена изнутри. Саша отодрал ее и положил под себя. Через много дней каска спасет его еще раз – когда, выбираясь на площадку, где должен был сесть вертолет, он упадет со скалы…

План был простой: в одиночку выбираться к людям. До ближайшей деревни – километров 60, к тому же была надежда, что на ближайшем притоке, к которому шла группа, может быть пограничный пост. И именно туда пойдут выжившие ребята. К полудню Саша поднялся из каньона и верхом пошел вдоль реки, осматривая берега.
Вскоре он увидел перевернутую «двойку». И длинный страшный порог, из которого ребята – пройди они дальше – не выбрались бы никогда. Высшие силы все-таки оберегали оставшихся в живых…

Пещера.

Надежды найти у ручья следы товарищей или пограничников не оправдались. Оставалось единственное – идти дальше, вниз по реке, по крутой, до 40 градусов, «сыпухе» и камням. Через два дня, пройдя от места катастрофы километров 15, он уперся в скалы, которые невозможно пройти. И обойти тоже. Юрункаш здесь прячется в не проходимый ни по воде, ни по суше почти вертикальный каньон. Тупик.
К тому времени он не ел уже четверо суток.

– Раньше не голодал, но теорию знал и был уверен – 10 дней у меня никаких проблем не будет, – продолжает рассказ выпускник химфака Казанского университета, кандидат химических наук. – Что дальше случится – не представлял, все-таки высокогорье и приличные физические нагрузки… Перед тем, как упереться в скалы, я ночевал в удобной пещере. Решил вернуться туда.

Вход в просторную пещеру был широким, метра три, и высоким – нагибаться не приходилось.
– Я выбрал место, где было чуть шире плеч, лежал, как в гробу, – Саша улыбается. – Из веток соорудил лежбище, ветками и укрывался. Под спиной – «пенка» от каски. Холодные ночи проводил в пещере, с появлением солнца выходил на пляж – полоску песка у берега. Часа в четыре дня, когда на пляж ложилась тень, уходил в пещеру.

Есть ему не хотелось. А если бы и захотелось, что толку? Никакой живности вокруг, кроме маленьких гусениц. Они жили на ветках, которыми Саша укрывался, и без конца падали ему на лицо:
– Я их ловил языком, надкусывал и выплевывал – горькие очень. Почему руками не брал? Ветки высохли и были жесткими, они царапали руки в кровь при каждом движении – до сих пор шрамы остались. Да и тепло надо было экономить, не делать лишних движений – из-за этого даже в туалет по ночам не вставал. И на ночное небо так и не посмотрел, а оно там красивое, наверное…

Дни считал в голове, они шли, похожие один на другой. Чаще пасмурные и безнадежные: Саша понимал, что в таких условиях вертолеты не вылетят. По его расчетам, от Хотана до пещеры было два часа лету (оказалось – час с небольшим).

– Было ли ощущение обреченности? – задумывается Александр. – Кажется, нет. Просто каждому дню радовался. Солнышко вышло – уже счастье. Ляжешь на песочек, он горячий, ноги жжет…

11 сентября он первый раз увидел вертолет.

Спасение.

С этого дня он перестал спать и днем. Дождавшись восхода солнца, выбирался из пещеры и поднимался от воды наверх – сколько мог. «Вертушки» летали каждый день, но его не замечали. Через три дня он уже знал, когда вертолет сделает последний круг и уйдет из его зоны до завтра, – тогда спускался сверху пораньше и урывал час-другой для сна.

16 сентября китайские спасатели забрали тело Володи Сметанникова. И в этот же день Зверева заметил российский спасатель Сергей Бобырь. Но китайцы ему не поверили…
– А я был уверен, что вертолет показал мне место, откуда меня могут забрать. Потому что он развернулся передо мной и только после этого улетел. Я видел, как он снижался ниже по каньону (чтобы забрать тело Владимира Сметанникова. – Прим. ред.). И решил идти в том направлении.

Утром 17 сентября Зверев двинулся вниз по реке. По пути нужно было переплыть Юрункаш – огромный риск! Он долго настраивал себя: расстояние – метров 30, ледяная вода, глубина, быстрое течение – куда вынесет на том берегу? Он переплыл Юрункаш, хотя страшно замерз. А потом упал со скалы, но спасла чудо-каска. И мертвецки усталый рухнул – под жарким солнцем проспал весь день. К вечеру подготовил лежбище, набросав веток на землю в выемку под кустами – это было его новое место для жизни. И для надежды.

А через четыре дня его спасли.


Фото 1. Зверев А.

– Все эти четыре дня погоды не было, – рассказывает Зверев. – Какая-то муть в горах, которую ни солнце, ни ветер не разгоняли, вершин не видно… Я не мог сообразить, что это песчаная буря. 21-го проснулся, смотрю в небо – без просвета. Лежу, жду, когда песок прогреется. Наполовину выполз из своего лежбища, думаю: поспать бы… И тут – летят, видимо, на перевале уже распогодилось. Два глотка воды сделал – и к площадке, где они сесть могли. Мне минут десять надо было до нее ковылять, ноги почти не двигались. Первый вертолет пролетел, я махать руками… Смотрю – второй тормозит. Я боялся, что они не сядут, место будут долго выбирать… Нет, идет на посадку рядом со мной. Эмоций у меня – никаких, стою незаправленный, хотя обычно готовился к встрече. Думаю: надо идти. Делаю несколько шагов, вертолет в это время садится, и от него ко мне бегут двое китайцев.

Сергей Бобырь, заметивший Сашу почти неделю назад, летел в первом вертолете. И снова первым его увидел.
– Огромная благодарность Сергею, не знаю, что было бы со мной, если бы не он, – просит передать через газету Зверев. – Я слышал, что Сергей ничего не смог сделать 16 сентября, даже координат засечь не удалось – китайцы запрещали нашим пользоваться джи-пи-эсом и даже в окна смотреть, у них в том районе какие-то секретные объекты… Но китайцам спасибо огромное тоже!
В тот же день к спасателям вышел и Андрей Паутов. О судьбе Дмитрия Тищенко ничего не известно до сих пор.


Фото 2. Паутов А.

Эпилог.

Уже из больницы Хотана ему удалось позвонить домой. Первым Сашу услышал дед, ветеран войны, освобождавший в 45-м Китай от японцев. Услышав, не смог говорить, заплакал от счастья.
Ну а внуку, потерявшему за двадцать пять дней 25 килограммов веса, предстояло еще выходить из голодовки. В первый день выпил рисового отвара, во второй – отвар и разведенный морковный сок, на третий стал себе яблоко ложкой натирать и сок из виноградин высасывать…

Прощаемся с Александром. Напоследок он высказывает пожелания:
– Вы все-таки о водном туризме больше пишите. Да, это болезнь, образ жизни, но в первую очередь все-таки спорт. И не надо называть его экстремальным.
– Идти по реке и не знать, что ждет за поворотом, – это не экстрим?
– Первое прохождение – возможно…
– И что бы вы сказали тем, кто все же захочет пройти Юрункаш?
– Думаю, не стоит туда лезть, – убежденно говорит Зверев. Но, подумав, добавляет: – По крайней мере, в нижнем течении.

Записан
Omnia in ut superstes!


12 Январь 2014, 21:59:56
#1
ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Хроника событий на реке Юрункаш.
Панов С.Н., г. Москва, Президент ТССР, МС
Говор В.В., г. Новосибирск, вице-президент ТССР, ЗМС

С 10 августа по 03 сентября 2007 года спортивная команда, сложившаяся на базе туристского клуба Московского Государственного Университета, под руководством Заслуженного мастера спорта России Сергея Черника проводила спортивную экспедицию в горном районе Кунь-Лунь, Китай. Весь маршрут проходит по территории Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), столица город Урумчи, более мелкая административная единица провинция Хотан (или Хотанский округ), административный центр город Хотан. Основная цель экспедиции спортивный сплав по реке Юрункаш. Река Юрункаш берет начало на склонах хребта Устюнтаг высотой до 6920 м над уровнем моря на административной границе Тибетского автономного района КНР и уходит в пустыню Такла-Макан. Группа прошла процедуру выпуска (утверждения) в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) Федерации спортивного туризма г. Москвы.

Состав группы:
1. Черник Сергей Иванович 28.05.1960 г.р.
2. Черник Иван Сергеевич 13.08.1982 г.р.
3. Паутов Андрей Сергеевич 28.01.1979 г.р.
4. Тищенко Дмитрий Иванович 07.06.1973 г.р.
5. Сметанников Владимир Борисович, 09.03.1982 г.р.
6. Зверев Александр Владиславович 11.08.1972 г.р.

Средства сплава: Двухместный и четырехместный катамараны.

Нитка маршрута и планируемый график движения:

10 августа   вылет в 22.00 из Москвы до Урумчи; 11 августа прибытие в Урумчи, вылет в Хотан самолетом Урумчи-Хотан; 12 августа закупка необходимых продуктов в Хотане, выезд на автобусе в г. Керия (150 км на восток, около 4 часов езды), выезд дальше на джипах в кишлак Полур (около 80 км на юг, 4 – 5 часов езды); 13 – 19 августа организация гужевого каравана (ослы), переход пешком с караваном в верховья реки Юрункаш. (Примерные координаты: 35 35'0.14"N 81 29'12.47"E – место прощания с проводниками с точностью до 5 – 10 км в сторону запада); 20 – 21 августа пешеходный переход (без каравана) вдоль реки Юрункаш до места начала сплава (Примерные координаты: 35 33'19.13"N 81 14'1.67"E – возможное место начала сплава после слияния истока р. Юрункаш с крупным притоком из-под ледника Ялунг); 22 августа – 02 сентября сплав по реке Юрункаш до начала дороги по правому берегу, в 50 км выше города Хотан. (Ниже уже идёт достаточно широкая долина с горами-холмами по бокам. Примерные координаты: 36 49'15.12"N 79 54'19.06"E. Здесь предполагалась встреча. Тут уже имеется мобильная связь. Также машина может доехать до точки с координатами 36 36'27.72"N 79 52'33.32"E . Сюда приходит дорога из Хотана, идущая вдоль р. Юрункаш дальше, вернее это ветка дороги, сама дорога отворачивает чуть ниже и вверх уходит по правому (орографически) притоку. Вылет вечером на самолете Хотан-Урумчи. 03 августа вылет на самолете Урумчи-Москва. Контрольный срок об окончании маршрута – 5 сентября 2007 г. Организацией путешествия, покупкой авиабилетов занимались члены группы. Часть организационных мероприятий (встреча в Урумчи, закупка продуктов в Хотане, организация автомобильных переездов Хотан-Керия-Полур и гужевого каравана в верховья р. Юрункаш) в Китае осуществлялась через гида-проводника Чжанхун (Zhang Hong). Русское имя Саша, известен московским туристам и альпинистам с 1996 года. Знает неплохо разговорный и письменный русский язык. Хорошо говорит по уйгурски – родился и вырос в Урумчи. Также знает английский, немецкий, немного французский. Является сертифицированным гидом по работе с иностранцами. Раньше работал в нескольких крупных турфирмах, в настоящее время работает с индивидуальными туристами, в летнее время, преимущественно с русскоязычными альпинистами и туристскими группами на территории СУАРа.

Хронология событийпроизошедших с группой С. Черника сделана на основе описания событий Алексеем Казаковым и Дмитрием Марчуком по результатам их трехчасовой беседы с Александром Зверевым в госпитале в г. Хотан вечером 21 сентября 2007 года добавлена информация из разбора НС и прессконференции А. Паутова.

19.08.07 г.

Группа в сопровождении местных проводников вышла к реке Юрункаш. По сообщению погонщиков, караван расстался с группой 19 августа в оговоренной ранее точке. Все участники группы и руководитель были здоровы. Простившись с проводниками, собрали катамараны. Воды в реке достаточно для начала сплава в точке выхода к реке. Это позволило сразу же опередить график движения по реке на 2 дня.

20.08.07 г.

Начали сплав с высоты около 4700 м. Экипажи: кат-4: Сергей и Иван Черники, Андрей Паутов и Дмитрий Тищенко, кат-2: Александр Зверев и Владимир Сметанников. Шли быстро, частично обносились.

20–23.08.07 г.

Прошли половину маршрута. В один из дней прошли 60 км.

24.08.07 г.

Группа вошла в каньон и около 17 часов уткнулась в сложное препятствие, которое не смогла обнести (находится в 5 км выше места обнаружения ката-4). Препятствие проходили двумя катамаранами по разным траекториям. Катамараны были с вещами. Кат-4 попал в огромную бочку, перевернулся и застрял в ней. Паутов и Тищенко оторвались от судна и выбрались на левый берег. Оба Черника остались на катамаране. Кат-2 удалось обойти эту бочку, но он попал в следующую и тоже перевернулся. Сметанников выбрался на небольшой камень посередине реки, Зверев вылез на левый берег. От Паутова и Тищенко он был отделен бомом, но видел их. Сметанников с камня наблюдал, как через два часа из бочки выплыл Черник Иван и в полубессознательном состоянии проплыл мимо его камня. Кат-4 с Сергеем Черником «варился» в бочке около 5 часов, с него оторвало все рюкзаки и сломало поперечины. Судно выбросило из бочки уже в сумерках, по-видимому, из-за возросшего уровня воды. Звереву удалось выловить два рюкзака с двойки. Паутов, Тищенко и Зверев провели ночь на берегу, а Сметанников – сидя на камне.

25.08.07 г.

Утром по снизившейся воде Сметанников смог переплыть на левый берег. В течение дня оставшиеся члены группы выбрались из каньона наверх, на полку, где все встретились и заночевали. Зверев оставил свой спасжилет и гидрокостюм внизу, у воды, т. к. решил, что далее они будут выбираться через горы.

26.08.07 г.

Группа двинулась вниз по реке и через 5 км увидела у левого берега обширный улов, в котором плавали катамараны, рюкзаки и весла. Они спустились вниз к воде и обнаружили там два тела. Черник Иван лежал на прибрежных камнях на уровне воды. Черник Сергей был зацеплен спасжилетом за среднюю выжимную трубу на катамаране. Оба были мертвы. Вещи и суда вытащили на берег, тела оттащили на метр от воды (ко времени проведения спасработ уровень воды упал на 2– 3 метра). Четверка показалась им неремонтопригодной. Рама у нее была сильно поломана, поэтому ее разобрали, наплывами прикрыли тела, разобрали снаряжение. Были попытки вылезти в горы, но, упустив один из рюкзаков, спустились к реке. Решили плыть вчетвером на двойке вниз.

27.08.07 г.

Группа стартовала на двойке со всем оставшимся снаряжением. Планировалось плыть только спокойные участки, обносить сложные и дойти до ближайшего места схода с маршрута. Через 8 – 10 км группа подошла к началу каньона. В следующем каньоне максимально все обносят, в препятствие, которое нельзя обнести, стартуют вчетвером. Несколько препятствий обнесли, но перед очередным сливом не смогли зачалиться. Примерно в 17 часов Кат-2 застрял в бочке, Зверева и Паутова оторвало от судна.

Зверев, без спасжилета и гидрокостюма, выбрался на левый берег, Паутов ушел самосплавом вниз и выбрался на правый берег, но Зверев этого не видел, так же как и Паутов Зверева. Андрей Паутов в каньоне остался один, потому что после переворота его унесло течением. Когда катамаран перевернулся, он видел, что два человека живы еще точно, потому что они остались на перевернутом катамаране. После того, как Андрей выбрался на берег, он больше никого в течение 25 дней не видел.

Двойка с оставшимися Дмитрием Тищенко и Владимиром Сметанниковым находилась в бочке около двух часов. Тищенко выбросило из бочки в бессознательном состоянии. Когда выбросило Сметанникова, Зверев не заметил. Оставшись на берегу без еды и вещей, он на протяжении трех дней пытался пройти вдоль реки вниз. Здесь долина реки расширяется, и река течет несколькими рукавами. На отмели он нашел сплавной ботинок Тищенко и его каску. Дальше пройти вдоль реки ему не удалось и Зверев вернулся обратно. Днем он спал в пещере повыше от реки, ходил за водой, а ночью бодрствовал.

02.09.07 г.

В назначенную точку встречи с проводником (50–60 км по реке Юрункаш выше города Хотан) группа не вышла. Чжанхун сразу позвонил в Москву, потому что он ни одну российскую группу забрасывал и знал, что делать в таких случаях, уведомил авиакомпанию о невылете группы по маршруту Хотан-Урумчи-Москва (перенёс даты вылета) и вернулся в точку назначенной встречи.

04 и 05.09.07 г.

Проводник дважды выезжал вверх по долине Юрункаш до конца дороги до притока р. Юрунгаша – р. Буя. Встреченные в этом месте старатели, работающие непосредственно в штольнях у самой поверхности реки сообщили ему, что по реке туристы не проплывали. В его планах, согласованных с россиянами, было обращаться к местным властям и армейским чинам с просьбой об отправлении вертолета по долине реки Юрункаш на поиски группы.

В это время в Москве заместитель Черника, в этой группе Сергей Новак позвонил и сообщил Сергею Папушу, первому вице-президенту Федерации гребного слалома России (Президентом Федерации гребного слалома России является Сергей Викторович Лавров, министр международных дел). Бывает на день-два дня группа задерживается, тем более, что эти дни предусматриваются при назначении контрольных сроков. Обсудили ситуацию и составили проекты обращения в Китайское Посольство и на заместителя министра иностранных дел.

05.09.07 г.

Когда истек контрольный срок, ТССР и Федерация гребного слалома России обратились в МИД России и в Посольство КНР в РФ с просьбой оказать содействие в установлении местонахождения российских туристов. Обсудили проблему с Сергеем Викторовичем Лавровым. Проведение поиска в данном районе возможно двумя способами – по воде (с выходом к реке пешком через горную местность) и по воздуху (с вертолета). Наиболее эффективный способ поисков – с использованием вертолета. Но у китайских спасателей в данном районе нет ни вертолетов, ни экипажей, способных провести такие поиски. Поэтому Туристско-Спортивным Союзом России и Федерацией гребного слалома России было принято решение добиться организации российской поисковой экспедиции. Для этого Туристско-Спортивный Союз и Федерация гребного слалома России в лице Панова С.Н. и Папуша С.П. обратились с официальным письмом к главе МЧС России Шойгу С.К. с просьбой об организации российской поисковой экспедиции. Организация такой экспедиции сильно осложнялась тем, что для нее с российской стороны требовалось Постановление Правительства России, а с китайской стороны – разрешение на допуск иностранных спасателей в район, которое ранее еще никому не удавалось получить. Вопрос в Правительстве удалось решить.

07.09.07 г.

Проходил саммит стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Австралии на высшем уровне с участием глав 21 страны, где Сергей Викторович рассказал об этом Владимиру Владимировичу Путину в присутствии Китайского Председателя Хо Дзин Тау. Получалось, что шестеро русских терпят бедствие на территории Китая и здесь два лидера стоят и обсуждают это. Сразу же было принято решение, что надо русским помогать, и русских надо спасать, и со стороны китайского председателя было принято беспрецедентное решение, китайская сторона согласна принять помощь со стороны России в этой спасательной операции. После положительного решения вопроса на всех уровнях, в течение 10.09.07 г. необходимо сформировать группу из спасателей МЧС и высококвалифицированных водников, которая 11.09.07 г.на ИЛ-76 с вертолетом на борту должна вылететь в Китай. Еще одним препятствием было то, что китайская сторона не хотела допускать на свою территорию российский поисковый вертолет (доставка которого планировалась на тяжелом транспортном самолете МЧС). Но и эту проблему удалось решить.

08 –09.07 г.

Поисками группы занялись китайские спасатели. В район поиска были направлены китайские спасатели. По официальным данным китайских властей, 08.09.07 и 09.00.07 г. проводились поиски группы наземными отрядами. Общая численность наземных отрядов 600 – 800 чел. Поиски результатов не дали.

11.09.07 г.

в 10:55 по местному времени (6:55 мск) транспортный самолет МЧС России приземлился в аэропорту административного центра Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР города Урумчи. На борту самолета находятся 17 спасателей отряда «Центроспас», члены оперативной группы МЧС и 3 общественных представителя Туристско-спортивного союза России и Федерации гребного слалома. Возглавляет отряд заместитель начальника Департамента оперативного управления министерства Андрей Легошин. После краткой технической остановки самолет отправится в округ Хотан. Спасатели оснащены всеми необходимыми аварийно-спасательными инструментами и оборудованием для ведения поиска в автономном режиме, включая снаряжение для водного туризма. Кроме того, на борту самолета находятся джип и легкий вертолет Бо-105 для проведения воздушной разведки. В этот день к проходящей в Хотане наземной поисковой операции присоединился военный вертолет китайской стороны. На его борту находятся 12 китайских спасателей. Вертолет начал облет реки Юрункаш и района, где пропали туристы. Именно 11-го сентября Александр Зверев увидел первый вертолет. Потом вертолеты летали регулярно, но не замечали его. Андрей Паутов так же слышал и видел вертолет.

11.09.07 г.

Утром самолет МЧС со спасательным вертолетом на борту приземлился в райцентре Урумчи. На борту самолета прибыли спасатели МЧС и группа квалифицированных водников для помощи в организации поисков. В составе группы – Дмитрий Марчук (руководитель группы), Алексей Казаков и Михаил Селезнев. Дмитрий и Алексей представляют Туристско-Спортивный Союз России, они имеют опыт участия и руководства водными походами высшей категории сложности, кроме того, Алексей работает промышленным альпинистом. Михаил представляет Федерацию гребного слалома, имеет звание мастера спорта и опыт участия в водных походах высшей категории сложности.

Поисковая экспедиция под вечер прибыла в окружной город Хотан, когда проведение поисков уже было невозможно, поэтому российские спасатели разместились в городе и планируют присоединиться к поискам утром (по местному времени). Связь с российскими спасателями и получение актуальной информации осуществляются через обмен sms-сообщениями и через телефонные разговоры с МЧС в Москве. Состоялась встреча непосредственно с китайскими спасателями. Оказалось, что китайский военный вертолет работал сегодня только 1-й день. Он провел в воздухе около 4-х часов, затем район был закрыт облачностью. Китайский вертолет, по оценке российских членов экспедиции, хороший. Группа не обнаружена.

12.09.07 г.

С китайского вертолета в верхнем течении реки Юрункаш был обнаружен ряд предметов, принадлежавших шести российским туристам, в том числе оба катамарана. Они находятся на разных берегах, в 15 км по прямой друг от друга. Четверка разобрана. Люди не обнаружены.

13.09.07 г.

Два российских представителя МЧС приняли участие в полете на китайском вертолете к месту, где были обнаружены катамараны. Их удалось сфотографировать.

В районе местонахождения четверки найдена площадка, вроде бы пригодная для посадки вертолета. Попытка сесть на эту площадку, возможно, состоится завтра на вертолете МИ-17МТВ. На использование, привезенного МЧС вертолета Бо-105 китайцы добро не дали.

В этот первый совместный вылет, сначала китайцы не шли на контакт, не шли на совместную работу. Результаты совместного облета и анализа фотографий. Найденные катамараны лежат на разных берегах р. Юрункаш, примерно в 13–15 км друг от друга. Четверка находится выше по течению на левом берегу и разобрана. На карте это примерно посредине между отметками 3400 и 3500 метров над уровнем океана. Двойка лежит в перевернутом состоянии, ниже на правом берегу примерно посредине между отметками 3200 и 3300 м. Получается 200 метров перепада на 13–15 км, что составляет средний уклон 13–15 м/км.

Выше двойки глухой каньон со сложным порогом. Положение двойки дало основание предположить, что она привязана, значит, люди там были, что касается места нахождения четверки, то разобранная рама и разбросанные вещи так же подтверждают, что люди здесь были.

14.09.07 г.

Китайские военные попробовали самостоятельно добраться до места обнаружения вещей. Вертолет с китайскими военными сел на намеченную вчера площадку на правом борту реки в 3–4 км ниже четверки по течению и на 700 м над водой. Китайские военные спустились к реке, но переправиться к катамарану, лежащему на левом берегу, на высоте 3500 м, не смогли. Здесь на нижней терраске, недостаточной для посадки вертолета, напротив места нахождения катамарана четверки они разбили палаточный базовый лагерь и на завтра пригласили наших спасателей попробовать попасть к катамарану, при этом конкретно запросили прислать каяк с каякером и надувную лодку. Принято решение: от российской команды полетят МЧСовцы и каякер Михаил Селезнев. Вылет назначен на 9 утра.

Сегодня вертолет также искал группу в горах к северу от катамаранов по обе стороны основного хребта и, в меньшей степени, к востоку. В первый вылет, сначала китайцы не шли на контакт, не шли на совместную работу.

15.09.07 г.

Михаил Селезнев с четырьмя МЧСовцами и тремя представителями КНР (всего 8 спасателей) вылетели на китайском вертолете к площадке, на которой вчера вертолет высадил китайских спасателей. После посадки на высоте 4200 м и выгрузки спасатели спускаясь, прошли по правому берегу к китайскому базовому лагерю.

Путь от вертолетной площадки до реки занял около часа, одного часа двадцати минут. У российских спасателей с собой были каяк и китайская резиновая лодка. Михаил на каяке переправился к остаткам катамарана-четверки, протащил веревку и закрепил ее на левом берегу, помогая наладить веревочную переправу. На левом берегу он обнаружил, прикрытые наплывами от катамарана два тела и сфотографировал их, позднее они были опознаны по этой фотографии как отец и сын Черники.

Катамаран четверка весь побит и покорежен, поперечины катамарана, восстановлению не подлежали. Было много веревок и привязанный спасконец за камень. Вокруг валяются обломки весел, есть остатки полусобранных вещей. То, что вещи лежат, гораздо выше уровня воды, говорит о том, что вода, во время сплава находилась на уровне этих вещей. Т.е. падение воды за 2 недели составило метра три.

По веревочной переправе на левый берег переправились еще три спасателя, два российских и один китайский. Они обследовали берег и обнаружили в метрах 50 выше катамарана четверки лежат вещи: маленький рюкзак штурмовой, два мешка полиэтиленовых китайских и очень много вещей разбросано без упаковки - ремнабор, аптечка. Живые туристы здесь явно были.

В этот день Михаил Селезнев с одним из МЧСовцев улетел обратно в г. Хотан. Остальные спасатели переправили два тела через реку, они будут вывезены в г. Хотан, вместе со всеми, находящимися здесь спасателями завтра.

По оценке Михаила Селезнева в районе катамарана-четверки сложная горная обстановка и возможности выхода пешком им не обнаружено (но, как оказалось позже, сюда смогли спуститься 4 выживших в первой аварии туриста, а как известно, в большинстве случаев спуск сложнее подъема).

Поздно вечером состоялось совещание. Прилетели еще два китайских вертолета (их стало 3). Завтра один вертолет полетит, чтобы транспортировать тела, вещи и спасателей, а два других обследуют участки местности в местах возможного отхода группы. Попыток спуститься к катамарану-двойке завтра не будет.

С точки зрения Михаила Селезнева, спуск там очень сложен, требуется использования полного скалолазного снаряжения, а главное - еще не найдена площадка для посадки вертолета.

Предположение, что перевернутый катамаран двойка привязан, дало спасателям повод предположить, что группа или ее часть прекратили сплав и стал выбираться пешком по правому борту ущелья, поэтому по маршруту возможного передвижения туристов была направлена пешком группа спасателей, однако поиск здесь усложняется тем, что в этих местах нет, не только дорог, но даже пешеходных троп. Только в этот день стало понятно насколько вместе Российский МЧС и китайская сторона способны сделать такую работу. Потому что китайские военные предлагали туда тащить за собой каяк и те же самые вещи, что планировали российские спасатели. У них был разбит базовый лагерь напротив четверки. Благодаря всем совместным усилиям был сэкономлен целый летный день. Потому что в конце следующего дня погода абсолютно испортилась, и у спасателей был перерыв в три нелетных дня.

16.09.07 г.

На реке с вертолета погибшим был найден третий участник группы. Его обнаружили на отмели много ниже того места, где лежит катамаран-двойка. Вертолету удалось сесть рядом и забрать погибшего. Уверенно опознать человека пока не смогли, так как тело сильно обезображено. В это время Александр Зверев, находившийся на другом берегу, увидел посадку вертолета и решил, что вертолет указывает ему место, куда он может сесть. Он переплыл реку, напомним, что свой спасжилет и гидрокостюм он оставил на берегу после первого переворота катамарана двойки, и стал ждать.

Андрей Паутов тоже увидел вертолет, стал сам принимать меры, чтобы пойти навстречу, чтобы получилось с двух сторон, когда тебя ищут, и ты ищешь, прикладываешь усилия, чтобы тебя нашли. В этот день, после 20 дневного ожидания он покинул место своего пребывания. В месте, где он находился, где смог выбраться на берег, стоят скалы, высотой от 300 м до 1,5 км. Движение пешком вдоль воды невозможно, вот почему оставшиеся в живых, двое туристов не вышли из района сами, а находились там, в течение 20 дней, недалеко друг от друга, но об этом не знали. Только после того как Андрей Паутов вышел из каньона, он нашел следы и, соответственно, понял, что есть кто-то еще живой.

Три дня была пыльная буря, и вертолеты не летали.

17.09.07 г.

11:30 Москвы при осмотре 3-го погибшего участника у него были найдены 3 паспорта на имена Черника Сергея Ивановича, Черника Ивана Сергеевича и Сметанникова Владимира Борисовича. Дополнительно наведенные справки по некоторым деталям экипировки позволяют утверждать, что это действительно В. Б. Сметанников... Поиски сегодня не велись из-за плохой погоды. Группа спасателей с двумя телами погибших продолжает сидеть на площадке в 3 км от кат-4 и в 500 м над рекой.

18.09.07 г.

Вертолетом группа спасателей с двумя телами погибших Черников вывезена в Хотан. По заявлению бригады китайских медиков, прибывших в Хотан из административного центра СУАР – города Урумчи, причиной гибели всех найденных трех российских спортсменов стало утопление. Специалисты пришли к выводу, что ссадины и другие механические повреждения на телах были получены после того, как они захлебнулись в воде. Примерной датой смерти они назвали 27 или 28 августа, то есть менее недели после начала сплава. Российские врачи подтвердили заключение китайских коллег. Тела погибших спортсменов будут отправлены на родину и переданы их семьям.

19–20.09.07 г.

Группа российских и китайских спасателей была вынуждена вернуться на аэродром после того, как китайский военный вертолет не смог совершить их высадку у заданного участка реки, где был найден двухместный катамаран.

Погода в г. Хотане не улучшается. В воздухе после песчанно-пылевой бури по-прежнему висит мельчайшая пыль, препятствующая полетам вертолетов.

21.09.07 г.

Несмотря на плохую погоду два китайских военных вертолета высадили в районе, где нашли тело Сметанникова, две группы спасателей на отмель При взлете с вертолета, в километре ниже по реке, заметили размахивающего руками Александра Зверева. Заметил его спасатель МЧС Сергей И. Бобырь. Ему стало плохо от резкого набора высоты – горняшка, он остался в вертолете и полетел обратно. Когда он заметил Зверева, затопал ногами и закричал (пилоты – китайцы), его поняли, сообщили экипажу второго вертолета (этот вертолет прилетел со второй поисковой группой), те приземлились и забрали Александра Зверева.

Сергей Бобырь в аналогичной ситуации видел Зверева 16.09.07 г., когда забирали тело Сметанникова, но тогда из-за сложности общения с китайским экипажем, они пролетели мимо. Александр Зверев чудом выжил в двух переворотах катамаранов на реке, причем в последнем находился без спасжилета и гидрокостюма, в ослабленном состоянии переплыл р. Юрункаш, чтобы выйти к вертолету. Почти 25 дней прожил в горах без пищи, ведя борьбу за выживание с ночным холодом и голодом. Днем спал, ходил за водой, а ночью бодрствовал.

От катамарана двойки до места, где нашли тело Сметанникова около 3–4 км по прямой линии. Зверев находился еще на километр ниже. Спасенный доставлен на вертолете в аэропорт окружного города Хотан. Несмотря на истощение Александр, находится в сознании и способен передвигаться самостоятельно, из вертолета он вышел без посторонней помощи хотя и пошатываясь, и дошел до машины скорой помощи, которая доставила его в Первую Народную больницу, где он был срочно госпитализирован. Врачи определили состояние Александра как средней тяжести, в госпитале пробудет 3 дня пока его выводят из состояния длительного голодания.

21.09.07 г.

в 11:30 Москвы Александр Зверев, 1972 года рождения, из Казани, на утро сегодняшнего дня – единственный из шестерых россиян, обнаруженный живым поможет в поиске оставшихся двоих своих товарищей. С ним общаются российские спасатели и врачи, которые пытаются установить картину произошедшего.

Алексею Казакову вместе с Андреем Легошиным удалось поговорить с Александром в больнице. А по результатам трехчасовой беседы, состоявшейся при вечернем визите в госпиталь, Алексеем Казаковым и Дмитрием Марчуком была записана хронология описания событий с группой С.И. Черника.

Новость о спасении Александра Зверева сообщил в 7 утра (по Москве) Михаил Селезнев, связавшись по спутниковому телефону. В этот день Михаил вместе с группой спасателей обследует ущелье выше места обнаружения Сметанникова.

За последние дни участок реки, где произошла трагедия, подробно изучен с вертолетов. Сложный порог находится выше катамарана четверки. После четверки следует относительно более простой участок, протяженностью километров 8–10, затем участок сложных порогов перед двойкой. Ниже двойки долина реки еще километров 20 носит каньонообразный характер, но затем склоны расходятся. Это второй вылет Михаила Селезнева на поисковые работы. Они проводились ниже второго каньона, в котором лежит катамаран двойка.

После высадки из вертолетов спасатели разбились на 4 группы. Две китайские группы – китайские военные это одна группа, два шерпа китайских, с военным – вторая группа, группа МЧС – третья и Михаил Селезнев на каяке – четвертая группа, этими четырьмя группами исследовали реку. Китайцы шерпы сразу зашли вверх по тропе и спустились к воде фактически ниже каньона. Китайские военные ушли в гору и обследовали реку видимо с высоты полок, Михаил их не видел.

Группа МЧС занималась обследованием реки в ближайшем районе около места высадки, примерно 1–1,5 км от места посадки вертолета. От места посадки вертолета Михаил Селезнев на каяке в одиночку попытался подняться на каяке против течения к месту нахождения двойки. Он сделал траверс, пересечение со струей без смещения вниз по течению, под левый берег и поднялся вверх до каньона, там встретил китайскую группу из трех человек. Дальше зашел в каньон, метров на 800, максимум на 1 км, там проход по берегу был невозможен, абсолютно вертикальные, гранитные стенки, ему не удалось дойти до двойки из-за встретившихся необносимых по берегу сливов. Потом спустился вниз на каяке.

Из обнаруженного Михаилом были только личные вещи, которые лежали на камнях – майка, веревки, все это лежало на уровне 1,5–2 метра от воды от того уровня воды, который был в момент похода. К сожалению, непонимание работниками МЧС важности включения в группу достаточного числа спортсменов-водников привело к тому, что на Михаила легла непропорционально большая нагрузка, которая вдвойне опасна, так как он вынужден слишком часто действовать в одиночку.

21.09.07 г. 16:00 Москвы.

В этот же день вечером к спасателям, продолжающим поиски оставшихся двух туристов, самостоятельно вышел второй выживший спортсмен Андрей Паутов и спасенных россиян стало двое. Он переночевал в лагере спасателей.

О возможности обнаружить российских спортсменов живыми Глава МЧС России Сергей Шойгу заявил три дня назад. «Есть надежда, что еще трое спортсменов живы и продолжают двигаться либо вверх по реке, либо в направлении трассы Тибет – Пекин, до которой около 100 км. Есть косвенные факторы, которые указывают на то, что люди могут быть живы», – рассказал Шойгу. Он сообщил, что в настоящее время российские и китайские спасатели пытаются выяснить возможный маршрут движения оставшихся туристов.

22.09.07 г. 11:20 Москвы

Андрей Паутов и все спасатели вывезены в г. Хотан, где его поместили в госпиталь, где находится Александр Зверев. Опять началась пыльная буря.

26.09.07 г. 22:30 Москвы.

На р. Юрункаш велись поиски, как береговой группой, так и с воздуха (2 вертолета). Береговая группа осматривала реку ниже того расширения долины, где был найден Владимир Сметанников. Группу высадили в следующем расширении, и она осмотрела примерно 6 км реки, – в том числе каньон, – между этими двумя точками. Ничего найдено не было. С одного из вертолетов, на которых летали и российские наблюдатели, в реке увидели какой-то небольшой предмет, возможно, маленькую герму, принадлежавшую, скорей всего, группе Черника. Принято решение завершить операцию.

Основное время наши спасатели провели в Хотане в ожидании хорошей погоды и разрешения китайской стороны на вылет, в основном ждали погоду. Погоды не было, но малочисленные дни с хорошей погодой были полностью использованы на 100% для поисков. Найдены живыми и спасены два участника команды. Найдены и привезены на Родину три тела погибших: Сергея и Ивана Черников, Владимира Сметанникова и только Дмитрия Тищенко не отдала река.

Несмотря на огромные усилия спасателей, его судьба осталась неизвестной, ниже места второй аварии найдены только его сплавной ботинок и каска.

В Горном Алтае в 2007 году, к сожалению, без вести пропавших в горных реках гораздо больше.

Туристско-спортивный союз России выражает глубокую благодарность всем участникам международных поисково-спасательных работ и людям, благодаря которым состоялись эти уникальные работы.

27.09.07 г.

В 12.00 по местному времени Российская команда вылетела в Москву.

В широкомасштабной операции приняли участие подразделения китайской армии и полиции, более двух тысяч местных жителей, 11 российских спасателей, три китайских вертолета и 17 самолетов ВВС КНР…

Записан
Omnia in ut superstes!


12 Январь 2014, 22:22:01
#2
Просьба ко всем участникам обсуждения помнить о п. 2 (интро) Правил Форума:

«…2. для продуктивности дискуссий и адресности диалоговой эстетики, во избежание искажения смысла сообщений собеседника и непонимания между участниками обсуждений, обязательным условием в своих ответах, размещаемых на Форуме, является использование функции «цитировать выделенное». По факту обсуждаемая тема должна выглядеть примерно так: «Мумие»…»

Записан
Omnes in ut superstes!