На сайт VESTIGATOR

Vestigator - omnia in ut superstes

Регистрация
 

Знаки речной навигации
Прочитано 7820 раз
23 Апрель 2013, 09:25:27
Знаки речной навигации.
Автор - Андрей Зарубин (ZAV), Усть-Илимск, 2009

На Ангаре у меня не было лоции, но опыт сплава по небольшим речкам редко давал сбой на большой реке. Вода течет по одним и тем же законам, разрушает берега, размывает и переносит грунт, только на большой реке все гораздо масштабнее. Глубины, мели, перекаты, шиверы и пороги можно определить по различным приметам: цвет воды, растительность, поверхность воды, волнение, высота берегов, ширина русла, характер грунта. На прямых участках наибольшая глубина (фарватер) проходит серединой реки, на поворотах от берега к берегу. Вершины островов размывает водой, там глубина. Размытый грунт оседает в нижней оконечности острова, там мелко.  В устьях боковых притоков за счет подпора воды намывает песчано-галечные наносы. Где река пересекает горные кряжи с твердыми породами, там образуются шиверы и пороги.

Для определения курса среди препятствий нужен некоторый опыт. Но, даже не обладая лоцманскими навыками, на Ангаре можно проложить курс по навигационным знакам, указывающим стрежень – судовой ход.

Знаки судовой обстановки делятся на стационарные и плавучие.

Стационарные знаки: створные, перевальные, ходовые, информационные.

Створные знаки наиболее часто встречаются на реке, и ставятся на длинных прямых участках фарватера, в местах перехода с берега на берег. Знаки ставят в паре, один знак выше другого. Плоскость знаков направлена перпендикулярно судовому ходу. Форма трапеция или трапеция с прямоугольной вершиной. Окраска контрастная с берегом, обычно белая с черной вертикальной  полосой. Судовой ход выдерживают так, чтобы оба знака сливались в одну линию.

В местах перехода (переваливания) фарватера с берега на берег выставляют перевальные знаки. Плоскость знака направлена перпендикулярно направлению судового хода. Форма квадрат  или прямоугольник. Цвет белый или красный, в зависимости от берега. Опора знака покрашена в чередующиеся светлые и темные полосы. Если судовой ход идет к правому берегу и сразу возвращается к левому, устанавливают два знака, указывающие два направления перехода (перевала) реки. Бывает от перевального знака идет створ к противоположному берегу, тогда ставят два знака: створный и перевальный. Перевальный служит передним знаком створа.

Ходовые знаки ставят на берегу вдоль которого на значительном протяжении проходит фарватер. Форма ромб, развернутый плоскостью вдоль линии движения. Встречал ходовой знак в форме квадрата и черной поперечной полосой.

Информационные знаки встречал двух видов: запрещающий и указательный.

Запрещающий - "Расхождение и обгон запрещены!" Знак стоит в начале и конце участка, на котором не разрешаются обгон и расхождение судов, как правило на шиверах с узким судовым ходом. Знак круглой формы, две встречные черные стрелки, перечеркнутые красной полосой.

Указательный – «Указатель расстояний». Знак прямоугольной формы с цифрами указывающими расстояние до устья реки в километрах. Знаки ставятся через пять километров.

Плавучие знаки: буи, бакены, вехи.

Плавучие знаки, в отличии от береговых, точно указывают границы судового хода и ограждают фарватер от подводных опасностей. Знаки красного цвета ограждают судовой ход со стороны правого берега, белые со стороны левого берега. Если встать лицом по течению, по правую руку будет правый берег, по левую руку будет левый берег.

На Ангаре буи и бакены в настоящее время практически не применяются. Судовой ход ограничен вехами. Вехи не только указывают границу судового хода, но и показывают направление течения наклоном. Веха – деревянная жердь, окрашенная в белый или красный цвет, и закрепленная на месте грузом, заякоренным на дне. На кончик вехи красного цвета (правого берега) крепят топовый знак – флажок или кисточку. На участках с быстрым течением (шиверы, пороги) вехи дублируют, ставят по две.

На Енисее, где судоходство хорошо развито, фарватер обставлен более широким набором навигационных знаков.

Записан
Omnia in ut superstes!


22 Январь 2014, 13:37:48
#1
Просьба ко всем участникам обсуждения помнить о п. 2 (интро) Правил Форума:

«…2. для продуктивности дискуссий и адресности диалоговой эстетики, во избежание искажения смысла сообщений собеседника и непонимания между участниками обсуждений, обязательным условием в своих ответах, размещаемых на Форуме, является использование функции «цитировать выделенное». По факту обсуждаемая тема должна выглядеть примерно так: «Зимние аварийные укрытия: снежанка»…»

Записан
Omnes in ut superstes!